Дрессировщик? Укротитель? Учитель! Часть 4: Вольный слушатель «собачьего университета»



Дрессировщик? Укротитель? Учитель! Часть 4: Вольный слушатель «собачьего университета»

Расписание занятий у нас было достаточно насыщенное. Занятия с «учителем» два раза в неделю и еще три раза в неделю я должна была ездить с Тюшей к метро, гулять с ним в людных местах для его успешной социализации. А еще я должна была с ним много разговаривать, объясняя ему суть событий и при этом развивать его потенциальный словарный запас.

Другие части рассказа о дрессировке собак:

Пришлось поступиться своими делами и интересами и фактически уйти в «декретный отпуск». В результате к пяти месяцам псинка научилась совершенно спокойно вести себя в общественных местах, не реагировать на окружающих ее людей, не бояться громких звуков, транспорта, спокойно переходить дорогу. К этому же времени она освоила навыки поведения на ринге, спокойно реагировала на любопытствующего судью и удостоилась звания победителя на своей первой выставке в классе «бебиков». Это наш, скажем так, лицевой вариант. Ну, а изнанка?

Оказалось, что Тиль категорически на улице ничего не ест. И лакомства на занятиях его абсолютно не интересуют. За кусочек он делать ничего не будет, повышать на него голос нельзя, мотивация его подкреплялась только играми, которые ему лично интересны. Светлане пришлось поломать себе голову, стимулируя его желание учиться. Я же надеялась отсидеться в машине. Но в один прекрасный день Светлана мне поставила условие: либо я присоединяюсь к учебному процессу, либо кормить «ребенка» я буду только на занятиях. Мое сокровище с удовольствием играло со своим «учителем», но когда дело доходило до выполнения заданий... Тиль разворачивался и шел к машине. «Пока! Меня там родители ждут, а ты мне надоела!»,— всем свои видом заявлял «учителю» нахальный пес.

Перспектива кормить щенка 3-4 раза в неделю на занятиях мною не рассматривалась в принципе. Перспектива лично участвовать в «учебном процессе» откровенно пугала. Я-то на уроках физкультуры была последний раз в первом классе, мне не понравилось, и любовь к спорту даже не успела зародиться. И я буду бегать-прыгать с собакой? Я буду ее сама выставлять на ринге? И я не умру?

От длинных ногтей пришлось отказаться. Пришлось купить спортивный костюм и прорезиненную обувь. И непромокаемую куртку. И взять себя в руки. И стиснуть зубы. И научиться слышать требования Светы. И выполнять их. И следить за собакой. И требовать от нее четких выполнений команд. И выжить...

Со всеми капризами, под чутким руководством Светланы, мы успешно освоили программу «Воспитание городской собаки» и, как мне казалось, имели все основания гордиться своими успехами. Но однажды мое родительское счастье омрачила крайне неприятная весть. Отзывается, то, чем мы гордились, — всего ишь «Неполное среднее образование», какие-то 9 классов средней школы. Для успешной выставочной карьеры «приличному бриару» надлежит  сдать IPO-1 и тестирование поведения. По поводу тестирования мой «карамельный мальчик» беспокойства не вызывал. У нас cо Светланой уже были все основания для этой уверенности. Но, кроме послушания, Тюше предстояло  освоить работу по следу и задержание фигуранта. Вот она, зловещая тень милитаризма! Ну кому пришло в голову заставлять городскую домашнюю собаку осваивать эти мудрости? Несколько дней я возмущалась, высказывала домашним свое, далеко не тихое, мнение по поводу этих дурацких требований, не.... Наша выставочная карьера так успешно развивалась, мы постоянно побеждали, и нам, Тюше так нравились всеобщее восхищение, церемонии награждения, аплодисменты после  треволнений выставочных рингов! И что теперь, портить карьеру «мальчику»?!

В назначенный день занятий по следу, утром, я купила свежую говядину, порезала ее на «правильные» кусочки и старательно ошпарила их кипятком. С этим продуктом мы явились на занятие. Светлана разложила нашу затравку замысловатым образом и попыталась пройти «след» со своим учеником. По идее, собака должна найти все кусочки и закусить ими« для лучшего усвоения материала. Но моя собака никогда ничего с пола не поднимает,  не говоря уже о каких-то кусочках с земли!

К тому же он не ест сырого мяса. Он любит жареную курицу и сыр. А мясо, да еще с земли? Мерси, увольте! Лениво понюхав пару кусочков, Тюша предложил нам поиграть, а мясо отдать воронам. Яличным примером я показывала ему, КАК надо нюхать, КАК надо искать этот след с мясным запахом. Собака откровенно надо мной смеялась., бешено хлестала хвостом и, припадая  на передние лапы, подбадривала меня в моем «следоискательстве». Слетелись вороны, нетерпеливо ожидая, когда же я отползу в сторону и освобожу им место для обеда. Тюшка кокетничал с птичками и от души веселился.

На следующее занятие мы решили мясо не брать, а заменить его сыром. Для этих целей в «улила сыр с характерным запахом, дабы облегчить «ребенку» поиски. Светлана отламывала кусочки, старательно раскладывая их по следу. Привели «ученика». Предложили ему найти этот зловонный продукт. Он нашел и с недоумением уставился на меня: «Ты -то — не знаешь, что с земли есть нельзя?» Тошенька, я знаю это. Но как же нам сдать этот чертов «след»? Кстати, вороны были уже на месте и готовились закусить этим учебным пособием, заняв свои места в партере. Очевидно они надеялись, что к сыру им еще полагается спектакль «Женщина-змея» в поисках утраченного».Тюшка продолжал веселиться, проявляя полное пренебрежение к грязным кусочкам. Оставшийся в упаковке сыр мы со Светланой скорбно доели, понимая полную бесперспективность нашей педагогической затеи. Нет, конечно, можно пса заставить силой выполнять задания. Можно не кормить дома, заставляя его зарабатывать свой «кусок хлеба» на дрессировочной площадке. Но это же не наш метод! А как ему объяснить, что эту дрянь нужно уметь искать? Какие аргументы я должна привести ему? Что его примут на должность сыщика в милицию?

Не меньше проблем возникло и с фигурантом. Что этот странный тип хочет? Зачем он скачет и орет? Тиль наблюдал за выпадами фигуранта, но нападать на него не особенно спешил. Ну не нужен он ему, не интересен! В конце концов, собаке объяснили, что на «рукав» этого «злого дядьки» нужно прыгнуть и повиснуть на нем. Что это такая игра, очень интересная и для собак полезная. Тиль прыгнул, повис. А дядька дерется, и не отдает «рукав». «И что за игры у вас такие дурацкие? Когда со мной папа играет, он мне всегда отдает игрушки и подобного себе не позволяет!»,— пес не хотел больше с нами иметь дело, решительно направился к машине, чтобы занять свое место у окна. Он на нас обиделся. С таким отношением к процессу, как у меня, IPO-1 сдать невозможно. Требования курса совершенно не совпадали с моим пацифистско-либеральным мировоззрением. Мы достаточно долго мучили и себя и собаку, которая так и не стала брать пищу с земли и азартно рвать «злого дядьку». Правда, он стал на дух не выносить неряшливо одетых, похожих на «фигурантов», людей. Тиль на них, конечно, не бросается. Но брезгливо рычит и старается избавить себя от подобного контакта.

А тогда мне предстояло принять важное решение: IPO-1 и выставочный триумф (мы уже к тому времени получили Юного Чемпиона России) или светская добропорядочная жизнь буржуазной собаки без софитов «бестринга»?

Кстати, о выставочной карьере. Это ведь не только возможность потешить хозяйское честолюбие. Конечно, лестно, когда все восхищаются красотой твоего пса. Когда твоя собака побеждает на выставках, оставляя позади себя не менее красивых и достойных претендентов на единственное место Победителя. Кому-то не хватило куража, кому-то мастерства хендлера, у кого-то подкачал размер головы, такой умной и такой красивой.... Но ведь победы на выставках — это еще и возможность для вязок. Ведь только победители могут рассчитывать на племенное разведение, на выбор достойных «мам» для своих щенков.

Я уже успела убедиться, что бриар не только красивая, умная и сильная собака. Но и очень «трудоемкая», требующая немалых хозяйских сил и финансовых затрат. Его роскошная шерсть нуждается в кропотливом уходе: ежедневное расчесывание, регулярное купание с использованием совсем не дешевых косметических средств, ежемесячная стрижка лап с удалением ненужной шерсти между пальцами. К тому же, собаку нужно правильно кормить и с нею нужно много заниматься. Все это на очень большого «любителя приключений». Но если знать, что бриары дают многочисленное потомство (8-10 щенков), то где взять столько «любителей»? И где гарантия, что, купив щенков моего Тиля, новые хозяева обеспечат им достойную жизнь? А если нет? Разве мало в стране брошенных породистых псов, кстати, куда менее трудоемких, чем бриары?

Из любви к собакам я категорически не хотела вязать своего «мальчика». Щенки — это огромная ответственность, которая мне не по силам. Непонимание окружающих и страхи за здоровье собаки откровенно угнетали. В этой ситуации очень помог профессиональный подход «учителя» к моим «собачьим проблемам». Она поняла мое нежелание вязать Тиля и нести тяжкий груз непосильной ответственности. Она помогла мне избавиться от путающих мифов о вреде целибата для здоровья и психики животного. Соответствующая медицинская литература и мнения ветеринаров только подтвердили ее правоту. Кстати, с помощью физической и интеллектуальной нагрузки можно легко устранять нежелательные последствия «строгого» образа жизни у любой собаки, вне зависимости от пола и возраста.

Вот так все разрешилось само собой. К всеобщей радости и удовольствию, мы избавились от необходимости сдавать IPO-1. Теперь посещаем выставки исключительно в светских целях. И красота наша от этого совершенно не померкла!

Так моя собака не получила вожделенного мною «полного высшего собачьего образования». Но зато я получила умного, воспитанного пса с чувством собственного достоинства и неисчерпаемым благородством. Он не будет конвоировать и задерживать «противников», прыгать в движущиеся автомобили и бросаться под танки. Но он умеет жить в нормальном человеческом обществе. Он уверен в своей силе, которую ему не нужно демонстрировать, самоутверждаясь за счет слабых и беззащитных. Он знает названия многих предметов, умеет убирать за собой игрушки и приносить мне телефон. Он еще много чего умеет, постоянно удивляя меня своим «человекообразием». С ним интересно общаться и очень удобно жить.

И не зря я потратила столько времени и сил на поиски Светлого Гения «собачьей педагоги¬и». Я нашла его. Не дрессировщика, не укротителя — учителя. Повезло?

Елена Филонова 




Комментарии:


Также из этой категории: