О дрессировке собак часть 4: Существует ли отрицательное условное подкрепление?

О дрессировке собак часть 4: Существует ли отрицательное условное подкрепление?

Возникает вопрос: если существует положительное условное подкрепление (ПУП), значит есть и отрицательное условное подкрепление (ОУП)?

У ряда дрессировщиков на это есть положительный ответ. Скажем, такой уважаемый специалист, как B.C. Варлаков, однозначно причисляет к ОУП такие сигналы, прекращающие нежелательные действия собаки, как команды «Нет!» и «Фу!», «Зя!» (последний - фирменная команда Валерия Степановича, сокращенное «Нельзя!») (B.C. Варлаков, «Сложности взаимопонимания», «Мир собак», 2008, №4).

Ну что сказать? Дальнейшие рассуждения на эту тему могут неподготовленному читателю показаться тем самым спором Арамиса со святым отцом, в процессе которого, как известно, «...д*Артаньян понял, что тупеет». Но, как говорится, из песни слов не выкинешь.

Так вот, если считать, что любая команда, любой условный сигнал (УС) (т. е. сигнал, на который выработали условную связь), несущий неприятные последствия, является отрицательным условным подкреплением (ОУП) - тогда, конечно, эта точка зрения имеет право на существование!

Ну а если нет? Всегда ли отрицательный УС действует и применяется в роли подкрепления? Ведь за условным подкреплением всегда (пусть и с задержкой во времени) следует «просто» подкрепление. Во всяком случае, так трактуют этот процесс классики (см. Хайнд, Поведение животных. - М., 1974). Получается, что для того, чтобы с полным основанием считать команду «Зя!» отрицательным условным подкреплением (ОУП), собаку обязательно надо, фигурально выражаясь, пнуть (рвануть поводком, бросить в нее цепочку) - рано или поздно, но надо, надо условное подкрепление поддержать «просто» подкреплением! Каждый раз! Ну а в жизни, каждый ли раз мы поступаем подобным образом? И надо ли во-обще это делать?

Нет, что-то здесь не так. Что такое «Фу!», «Тубо!», «Зя!», наконец? Это команда, сигнал, прекращающий нежелательное действие. После определенных манипуляций с цепочкой и поводком, после выработки условной связи - условный сигнал. Но условным сигналом (со знаком плюс, а не минус) является, к примеру, отработанная до автоматизма команда «Сидеть!»

Тогда, исходя из логики уважаемого мастера, и команда «Сидеть!» является условным положительным подкреплением! Но на это, как говорил один киногерой, «я пойтить не могу».

На мой взгляд, запрещающие команды - это не более чем сигналы. Они означают: «Прекрати это немедленно, а то «получишь!» Помогают ли запрещающие сигналы формировать навык? Безусловно! Но только в сочетании с другими воздействиями. Как много раз говорил и писал сам B.C. Варлаков, эти сигналы могут (если правильно ими пользоваться) помочь упростить объяснение собаке границ дозволенного: и в рамках отдельного навыка, и в обыденной жизни вообще. Таким образом, запрещающие сигналы для собаки - это своеобразные вешки, пограничные столбы, за которые лучше не ходить. И, в отличие от собственно отрицательного подкрепления (рывков, тумаков, бросковой цепочки), они не формируют поведение (вспомним команду «Рядом!»), а прекращают или ограничивают его. Это разные вещи! А отрицательные подкрепления могут и прекратить нежелательное действие,  и,  повторюсь, сформировать желательное.

Конечно, для рядового тренера нет принципиальной разницы, как называются те приемы и сигналы, которые он подает собаке. Главное, грамотно их применять. А вот здесь, как мне кажется, методика сочетания положительных условных под-креплений (ПУП), отрицательных подкреплений (воздействий) (ОП) и разнообразных сигналов, предлагаемая B.C. Варлаковым, весьма эффективна - особенно в руках грамотного и хорошо разбирающегося в хитро-сплетениях метода специалиста. Таких, к сожалению, немного. Гораздо больше специалистов, которые не понимают сути метода, но прошли семинары у британских дрессировщиц и копируют их неточности, превращая их в собственные ошибки. Таких легко узнать по громким радостным воплям, издаваемым в ответ на любое мало-мальски правильное действие собаки. С собственными собаками они порой достигают поразительных результатов, но, как говорится, не благодаря, а вопреки. С передачей «сокровенного знания» у них получается хуже. Но это уже совсем другая история.




Комментарии:


Также из этой категории: