О дрессировке собак часть 1: Плюс и минус

О дрессировке собак часть 1: Плюс и минус

Среди продвинутой дрессировочной общественности бытует мнение, что отрицательные подкрепления в оперантном методе не применяются. Следовательно, в рамках этой логики, там, где используются отрицательные подкрепления, не используется оперантное обучение. Один известный, весьма уважаемый и успешный тренер-«ипошник» как-то в разговоре со мной высказал мнение, дескать, отрицательные подкрепления вовсе и не подкрепления даже, а, скажем так, формы наказания, лишь прерывающие нежелательные действия собаки. На первый взгляд, так оно и есть. Однако!

Думается, что это не совсем так. Если мы решаем, что оперантное поведение - это такое, в процессе которого формируются определенные последовательности и элементы поведения, в конечном виде представляющие собой навыки, - так вот в этом случае любое планомерно используемое воздействие (положительное или отрицательное), ведущее к образованию и закреплению необходимого тренеру поведения, будет подкреплением.

Напомню, что оперантное поведение  формируется   из  реактивного (или, упрощая, - естественного) поведения, которое есть не что иное, как внешнее проявление определенного поведенческого комплекса -преследования, пищедобывательного, социального и т. д. Внутренним толчком к демонстрации того или иного поведения является мотивация - некое психофизиологическое состояние, формируемое на базе естественной потребности. Формируя поведение животного, тренеры, работающие с положительным подкреплением, используют (на выбор), как правило, пищевую или игровую мотивации. А если тренер использует мотивацию избегания?

Поясню. Рывок поводка (отрицательное подкрепление) используется для выработки навыка нахождения собаки у ноги тренера в положении «рядом». В этом случае тренером эксплуатируется мотивация избегания собаки. Вопрос: формируется ли в этом случае поведение собаки? Ответ: конечно же, а чем, по-вашему, занимается тренер, как не формированием? А если поведение формируется при помощи воздействий, следовательно, оно является оперантным. Кстати, и сам Скиннер занимался чем-то похожим, формируя, если память не изменяет, у голубя некое поведение на базе избегания струи воздуха, направляемой прямо в глаз бедной птице. В немецкой школе дрессировки, «славящейся» своей тонкостью и гуманизмом, с помощью строгача и рывков поводком формируют навык удержания предмета в пасти (язык не поворачивается назвать это навыком апортировки).

При работе на базе мотивации избегания подкрепление со «знаком минус» точно так же меняет поведение, как в остальных случаях подкрепление со «знаком плюс». Парадокс заключается лишь в том, что само сформированное поведение - всегда со знаком плюс, ибо оно есть и, как говорится, материально.




Комментарии:


Также из этой категории: